ГЛАВНОЕ МЕНЮ


 


ПЕНСИОНЕР - РИЭЛТОР

Цена квадратного метра московского жилья, устремившись вверх, потянула за собой кривую исчезновений одиноких стариков и их неожиданных смертей. Чем дороже ценится жилье – тем дешевле жизнь его владельца. Впрочем, убить человека, особенно пожилого, можно без ножа и веревки, просто лишив родных стен или сделав пребывание в них невыносимыми.

Схемы бывают разные. Получив заказ на квартиру, которую хотят приобрести «любой ценой», «черные» маклеры, специализирующиеся на жилье стариков, ищут жертву. И вот к бабушке, живущей за счет поддержки сердобольных соседей, приходит обаятельная представительница одной из фирм, в названии которой есть привлекательные слова: милосердие, помощь, забота и т.п. И начинает увещевать: стоит только составить договор ренты – и жизнь пожилой женщины превратится в сказку: ее станут кормить-поить, возить в поликлинику и всячески ублажать. Кто и за сколько? Тот, кому перейдет ее квартира после кончины, и платить ей за «разносолы» ни копейки не придется. Напротив, бабушка получит деньги за свою квартиру – тысяч 500. Бабушка подписывает договор, прячет деньги в заветное место «про черный день» и ждет счастья. Через некоторое время с ней случается беда – например, перелом шейки бедра. Звонит в риэлторскую фирму и просит обещанного ухода. А там ей отвечают: «Деньги вы получили, мы в расчете, к нам никаких претензий быть не может». – «Но вы же обещали помощь!»- Настаивает женщина. – И получает ответ: «В договоре, который вы подписали, об этом нет ни строчки. Живите, как хотите». И потом иезуитски добавляют: «Хотите расторгнуть договор – ради бога. Но по его условиям мы забираем у вас квартиру». Бабушка обращается в суд, но там только разводят руками: письменные условия договора выполнены, а устные – к делу не пришьешь, формально не к чему придраться.

Бывает, что старики подписывают договор ренты с одним человеком, впоследствии же он, не поставив в известность опекаемого, переоформляет его второму лицу, тот – третьему. Однажды на пороге возникает новый владелец квартиры, имеющий на руках оформленные чин-чинарем документы. Оказывается, в договоре мелким шрифтом (не для старческих глаз) было прописано, что квартира может быть отчуждена. В лучшем случае бабушке отводится скромный угол – так и быть, живи, старая. В худшем - через некоторое время пожилой человек бесследно куда-то исчезает…

Скорбный список махинаций можно продолжить…

- Такая ситуация стала возможной после того, как федеральным законом было отменено лицензирование риэлторской деятельности, после чего как раз и начались посягательства на квартиры одиноких людей.

До этого порядок получения лицензии на осуществление риэлторской деятельности определялся постановлением Правительства Москвы от 18.11.1997г. № 799. Чтобы получить заветную разрешительную бумажку, необходимо было представить помимо прочих документов квалификационное заключение, которое подтверждало, что специалист имеет знания и опыт работы в этой области. Кроме того, при нем работала комиссия, сотрудники которой самым тщательным образом анализировали финансовое состояние предприятия-соискателя, изучали наличие в организации специалистов социального профиля, проверяли все учредительные документы. Учитывая особую специфику – дело затрагивает интересы одиноких и престарелых пенсионеров и инвалидов – первичная лицензия выдавалась на срок не более чем один год. По его истечении комиссия департамента проверяла все заключенные организацией договоры ренты, у каждого без исключения пенсионера выяснялось, как выполняются условия договора. Только после комплексной проверки решался вопрос, продлевать фирме лицензию или же ее аннулировать. Вся эта кропотливая работа была отменена уже упомянутым федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

- Прекратить вал уголовных дел, связанных с квартирами одиноких пожилых людей, может только одно: возвращение лицензирования риэлторов в части заключения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Наше предложение уже одобрено комиссией Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям. Дело – за ее утверждением депутатами.

Благотворительный фонд "Социальная гарантия новой жизни" заключает договора пожизненного содержания. Условия документа предполагают, что за пенсионером сохраняется право пожизненного проживания в квартире, переданной в собственность фонда, он получает в полном объеме пенсию, средства на погашение жилищно-коммунальных услуг и ежемесячную денежную компенсацию – порядка 4 тысяч рублей. Причем, она повышается каждый год. При необходимости пенсионеру покупают одежду, пылесос или стиральную машину, оплачивают дорогие лекарства или операции, бесплатно делают ремонт.

Но ведь кто-то по тем или иным причинам не хочет или не может жить один. Позаботились и о них.

- В районах Митино и Марьино располагаются четыре социальных дома, в которых живут 450 одиноких пенсионеров. Это стационарные учреждения социальной защиты, в них одинокие пенсионеры и инвалиды живут постоянно. Чтобы получить ордер, необходимо передать в собственность фонда свою квартиру. Это не гостиница, за жилье здесь не платят, перевоз вещей берем на себя.

К тому же жильцы получают пенсию. Хотят – обедают в местной столовой, что стоит примерно 60 рублей, не хотят – готовят себе сами. К их услугам – медицинские кабинеты, пункты приема заказов, прачечнае и химчистка, библиотека, зал для клубной работы. В каждой квартире – телефон. Но для большой Москвы четырех домов явно мало. Правда, в скором времени должны построить еще один дом, но и тогда желающих будет больше, чем мест. Планируется, что через несколько лет социальные жилые дома появятся в каждом московском районе, вот тогда острота проблемы будет снята.