ГЛАВНОЕ МЕНЮ


 


ВЫ ЧЬЁ, СТАРИЧЬЁ?

УХОЖЕННАЯ СТАРОСТЬ: ЗА ДЕНЬГИ И ЗАДАРОМ.
КАК МОЖНО РЕШИТЬ В РОССИИ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?

Когда Николай Губенко был еще не политиком, а режиссером, он снял замечательный, тонкий и лиричный фильм о жизни в доме престарелых. “И жизнь, и слезы, и любовь” – так называлась эта кинолента. “Контингент” этого дома был напоен, накормлен и обихожен, а Жанна Болотова в роли главного врача выглядела воплощением понимания и сочувствия к нуждам пожилых людей. Тем не менее закончить свои дни даже в таком, по-киношному красивом, богоугодном заведении, согласитесь, хочется не многим.

Но еще больше пожилые люди боятся стать обузой для своих близких, которые, разрываясь между работой, своей семьей и уходом за слабыми и немощными, вместо любви к престарелым родственникам потихоньку начинают испытывать раздражение, “отягощенное” чувством долга. Таких семей немало. По опросу, проведенному Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования среди жителей Москвы, абсолютному большинству стариков (73,4%) необходима постоянная медицинская помощь и различные реабилитационные услуги, 40% горожан ухаживают за своими близкими самостоятельно, 30% перекладывают часть забот на плечи других членов семьи, 14% справляются с помощью посторонних. А каждый десятый лучшим выходом из ситуации считает отдать пожилых членов семьи в дома престарелых, больницы, другие специализированные социальные учреждения. Словом, согласитесь, проблема. Как ее решить?

Сделка-сиделка
Нанять сиделку или помощницу-компаньонку, если, конечно, есть деньги, сейчас в Москве легко. Но деньги нужны немалые. Минимальная стоимость сиделки, которая только кормит уже готовым обедом и дает лекарства, составляет около 500 рублей за три часа. Если у сиделки-компаньонки есть медицинское образование, то расценки, разумеется, повышаются, работа в выходные дни и праздники также увеличивает стоимость услуг. Поэтому многие москвичи предпочитают нанимать круглосуточную сиделку с проживанием – особенно это актуально для лежачих больных. Если постараться, то за 250—300 долларов в месяц можно найти иногороднюю женщину без всякого образования, которая будет ухаживать за пожилым человеком. Плюсов здесь несколько. Во-первых, пожилой человек всегда находится под присмотром, во-вторых, все его капризы и прихоти (ведь с возрастом характер, как известно, портится) исполняете не вы, а нанятая вами сиделка, что, несомненно, улучшает микроклимат в семье. Минусов, правда, тоже предостаточно, и зависят они в первую очередь от того, каким человеком окажется тот, кто будет ухаживать за вашим стариком. Совет здесь один – помните, что за плату можно обеспечить только уход, а забота и любовь деньгами не измеряются, и пожилые люди ждут этих чувств от своих близких.

Свой среди своих
Итак, решение проблемы для тех, у кого есть деньги, но нет времени ухаживать за близкими, казалось бы, найдено. Но что делать тем, у кого родственники нуждаются не просто в уходе, а в постоянном медицинском наблюдении – ведь в больницах больше месяца пожилых стараются “не держать”? Или как быть, если присмотр за пожилым родственником требуется только на две-три недели раз в полгода? Ведь найти сиделку на время своего отпуска или командировки практически нереально.

То, что такие вопросы возникают у многих москвичей, первыми поняли коммерсанты. И предложили ответ – платные дома престарелых. Конечно, их назвали красиво – геронтологические центры, “дом улыбок”, “дом надежды”, но сути эти поэтические названия не меняют. Сейчас в ближнем Подмосковье работает несколько таких центров, существует и один негосударственный дом престарелых в Москве. Например, геронтологический центр по Дмитровскому шоссе рассчитан на 40 человек.

Там одно-, двух-, трехместные палаты со всеми удобствами, круглосуточный медицинский патронаж, пятиразовое питание. Работают в этом центре и своего рода массовики-затейники, которые организуют всевозможные экскурсии, руководят кружками по интересам и вообще проводят культмассовую работу. Словом, обычный пансионат санаторного типа, только для пожилых. Принимают туда хоть на неделю, хоть на год – только плати. День проживания – в зависимости от набора услуг – стоит от 25 долларов. И в подобные дома, особенно летом, есть даже пусть небольшая, но очередь.


– Кто может рассчитывать на бесплатное обслуживание?
– На социальное обслуживание на дому могут рассчитывать одинокие и одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, которые либо полностью, либо частично утратили возможность себя обслуживать. Обратите внимание на формулировку – “одиноко проживающие”. Она означает, что у человека могут быть близкие родственники, но они живут на другом конце Москвы или долго находятся в командировках, или, даже если живут рядом или в одной квартире, просто не хотят заботиться о своих близких. К ним все равно прикрепят соцработника.

– Какие документы необходимо представить?

– понадобится личное заявление пенсионера или инвалида, справка из ДЕЗа о том, с кем проживает человек, справка из поликлиники, в которой медики подтвердят, что у пожилого человека нет противопоказаний к надомному обслуживанию (психических, неврологических, туберкулезных заболеваний) и что он в нем нуждается. И все.

– Как будет происходить обслуживание стариков?

– раз в неделю к пожилому человеку будет приходить социальный работник, приносить продукты, лекарства, купленные, правда, на деньги самого пенсионера (если не хватит ежемесячной выплаты), оплачивать коммунальные платежи, сопровождать в поликлинику и так далее.

– В городе есть дома престарелых. Сколько их?

– Их в городе существует целая сеть – 9 пансионатов для ветеранов труда и инвалидов 1–2-й групп по общему заболеванию и 16 психоневрологических пансионатов. В которых есть и медицинский уход, и питание, и развлечения. Стоимость содержания оплачивается фондом. Пенсионеры и инвалиды размещаются в 1–2-местных номерах. Даже одежду – и ту выдают бесплатно. Так что для некоторых людей нормальная жизнь – с чистыми простынями, четырехразовой едой, медицинскими процедурами, в таких домах только начинается.

– У нас не дома презрения бедных и никому не нужных стариков, а пансионаты. В психоневрологических интернатах – 4-местное размещение, в пансионатах для ветеранов труда и инвалидов есть двухместные и даже одноместные номера. Лежачие пожилые люди находятся в отделениях милосердия с усиленным медицинским наблюдением. А какие концерты, какие мероприятия им там устраивают! Не случайно, что у нас даже очереди в некоторые пансионаты есть – если бы было плохо, разве люди стремились бы туда попасть?


Что лучше?
Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но еще лучше быть человеком. И по отношению к своим старикам, и по отношению к своим детям. Кстати, согласно опросу НИИ труда и социального страхования, 28,1% москвичей согласились бы отдать своих родственников на постоянное проживание в пансионат. Большинству посторонняя помощь по уходу за стариками требуется время от времени, но отдавать их они никуда не собираются. Даже в суперкомфортабельный пансионат. Что, несомненно, не может не радовать.